В рамках курса «Введение в технологию программирования» слушателям
предлагается участие в процессе создания рабочих материалов по темам
занятий. Под рабочими материалами к занятию понимается:
- совокупность любых файлов (документов), содержащих информацию по теме
занятия;
- конечный продукт в виде документа стандартного вида, содержащего текст
занятия – конспект, а также презентация занятия.
Процесс подготовки рабочих материалов по каждому занятию предполагается
организовывать в виде мини-проекта. Участниками мини-проекта будут
являться:
- куратор мини-проекта – сотрудник Лаборатории из числа
преподавателей курса
- команда разработчиков – группа из 2-5 слушателей курса
Из числа участников команды разработчиков должен быть выделен лидер
мини-проекта.
Цели мини-проекта
Конечными целями мини-проекта являются:
- создание предварительной версии конспекта – документа, содержащего
полный текст занятия (лекции) по теме мини-проекта
- создание презентации занятия.
Промежуточные цели мини-проекта можно разделить на два класса:
- учебные: состоят в накоплении слушателями курса начальных навыков
выполнения работ в коллективе разработчиков, практическом знакомстве с ролями
и обязанностями разработчиков в проекте, прохождении ими стадий жизненного
цикла продукта (на примере создания документации);
- практические: состоят в поиске и накоплении информации по теме
мини-проекта, ведении технической документации, создании конспекта и
презентации.
Обязанности куратора мини-проекта
Обязанностями куратора мини-проекта являются:
- определение темы мини-проекта;
- выбор лидера мини-проекта;
- руководство в распределении обязанностей в команде разработчиков;
- проведение еженедельного отчетного совещания по мини-проекту;
- отслеживание состояния работ в мини-проекте;
- принятие решения о завершении мини-проекта.
Распределение обязанностей в команде разработчиков
В составе команды разработчиков каждого мини-проекта должны быть выделены
следующие роли:
- лидер мини-проекта отвечает за проект в целом, осуществляет
распределение работ среди участников проекта и контролирует их выполнение;
- главный разработчик отвечает за создание технического задания по
мини-проекту, выполнение высокоуровневого проектирования
(состав/содержание/план/структура конспекта и презентации);
- главный тестер отвечает за планирование качества и тестирование
конспекта и презентации (проверка соответствия зафиксированной структуре,
отслеживание выполнения принятых правил оформления);
- технический писатель выполняет поиск и накопление материалов,
отвечает за реализацию (написание) компонентов конспекта и презентации
(разделов, частей);
- тестер выполняет тестирование компонентов конспекта и презентации
(разделов, частей).
Замечание: каждый участник мини-проекта может выполнять несколько
ролей одновременно
Возможный пример
Количество участников: 5 человек
1й слушатель:
- лидер мини-проекта
- технический писатель
- тестер
2й слушатель:
- главный разработчик
- технический писатель
- тестер
3й слушатель:
- главный тестер
- технический писатель
- тестер
4й слушатель:
- технический писатель
- тестер
5й слушатель:
- технический писатель
- тестер
Стадии выполнения мини-проекта
Рекомендуются следующие стадии и задачи модели жизненного цикла мини-проекта:
- Подготовка к работе
- Определение темы мини-проекта
- Ответственный: куратор мини-проекта
- Формирование команды мини-проекта
- Ответственный: куратор мини-проекта
- Формулировка и анализ требований
- Формулировка требований
- Ответственные: куратор мини-проекта, лидер мини-проекта,
главный разработчик
- Разработка технического задания
- Ответственные: лидер мини-проекта, главный
разработчик
- Проектирование
- Планирование
- Ответственные: лидер мини-проекта, главный
разработчик
- Разработка проекта
- Ответственные: лидер мини-проекта, главный
разработчик
- Реализация
- Поиск и накопление материала
- Ответственные: каждый участник отвечает за свой
компонент
- Создание/тестирование компонентов конспекта и презентации
- Ответственные: каждый участник отвечает за свой
компонент
- Тестирование
- Техническое тестирование
- Ответственный: главный тестер
- Общее тестирование (верификация на соответствие показателям качества)
конспекта и презентации
- Ответственный: главный тестер
- Ввод в действие
- Выпуск конспекта и презентации
- Ответственный: лидер мини-проекта
- Сопровождение и модификация
Замечания:
- Лица ответственные за этап принимают решение по ключевым вопросам данного
этапа (начало, завершение, внутренние моменты);
- Помимо ответственных на каждом этапе к обсуждению могут подключаться все
остальные участники команды разработчиков;
- Работы по мини-проекту должны сопровождаться еженедельным отчетным
совещанием с участием (под руководством) куратора;
- К еженедельному совещанию каждый участник представляет еженедельный
отчет стандартного вида;
- Требуется определить необходимость и периодичность внутренних совещаний по
мини-проекту (без участия куратора);
- В процессе и по результатам каждого совещания должен формироваться
протокол совещания;
- Каждый участник должен ежедневно вести документы: Рабочий Дневник
(WorkSheet) и Список Дел (ToDo).
Принципы
документирования работ в мини-проекте
Этапы технологической цепочки должны сопровождаться формированием
технической документации.
Документирование ведется с использованием MS Word (2000/XP) в соответствии с
установленными шаблонами и требованиями (необходимые документы представлены в
информационном пространстве лаборатории).
Предлагается следующий состав технической документации (с разбивкой по этапам
технологической цепочки):
- Подготовка к работе
- Определение темы мини-проекта
- Формирование команды мини-проекта
- Документ «Распределение обязанностей в команде
разработчиков»
- Формулировка и анализ требований
- Формулировка требований
- Документ «Требования к продукту»
- Разработка технического задания
- Документ «Техническое задание»
- Проектирование
- Планирование
- Документ «План управления проектом»
- Разработка проекта
- Документ «Структура занятия»
- Документ «Структура конспекта»
- Документ «Структура презентации»
- Реализация
- Поиск и накопление материала;
- Документ «Список источников информации»
- Создание/тестирование компонентов конспекта и презентации
- Тестирование
- Тестирование
- Документ «Отчет о
тестировании
Глоссарий
Рабочие материалы – совокупность любых файлов (документов),
содержащих информацию по теме занятия, а также конспект занятия и презентация
занятия
Занятие – составная часть курса. Характеризуется некоторой темой,
может содержать лекционную и практическую части
Конспект занятия – текстовый документ, содержащий материал занятия в
виде, готовом к изложению/самостоятельному изучению
Презентация занятия – документ, предназначенный для сопровождения
лекций по материалу занятия
Мини-проект – процесс подготовки рабочих материалов по занятию
Куратор мини-проекта – лицо из группы преподавателей, ведущих курс,
ответственное за данный мини-проект
Команда разработчиков – исполнители мини-проекта (из числа слушателей
курса)
Лидер мини-проекта – одна из ролей в команде разработчиков
Совещание – общее (в рамках мини-проекта) собрание команды
разработчиков (с возможным участием куратора) для обсуждения текущего положения
дел, отчетности, принятия решений
Еженедельный отчет – документ, отражающий деятельность за неделю
участника команды разработчиков
Протокол совещания – документ, отражающий рассмотренные на совещании
вопросы и фиксирующий принятые решения
Рабочий дневник – документ, отражающий виды и сроки индивидуальной
работы в процессе выполнения мини-проекта (ведется каждым участником)
Список дел – документ, отражающий список мероприятий, выполняемых
участником в мини-проекте
Техническая документация – совокупность документов, формируемых в
процессе работы над мини-проектом